среда, 6 февраля 2013 г.

напоминает "живой труп" толстого

Ещё до премьеры Фокин объявил о том, вокруг чего другой бы на его месте   развел турусы на колесах, - в спектакле не будет цыган. Т.е. не будет того, что в «Живом трупе» традиционно олицетворяло волю и человеческую цельность, «другую жизнь», о которой так отчаянно мечтал плохой хороший человек Федя Протасов. И тут вызов был снят. И вскипевший было протест утих так же внезапно, как вспыхнул.

Фокин не спорит ни с кем и не оспаривает ничего, настаивает лишь на своём праве - видеть известное так, как ему подсказывает чутьё. Ясно, что этот странный литературный сюжет, родившийся из реального уголовного дела (опять «синдром Достоевского»), режиссёру чем-то особенно дорог. Ясно, что «Живой труп» для него пьеса не для протагониста и хора, а для ансамбля. В результате в спектакле вышло много хороших актёрских работ, и есть соразмерность актёрского по сути академизма Александринки и режиссёрской новации.

При известном радикализме Фокина и никакого желания оспорить сценическую судьбу знаменитой пьесы? Судьбу внятную, знавшую художественные вершины, но, по ощущениям, все-таки небогатую, или не вполне счастливую.

Валерий Фокин выпустил третий и, на мой взгляд, самый сильный из трёх - спектакль на сцене Александринского театра. После гоголевского «Ревизора» и «Двойника» Достоевского «Живой труп» Л. Толстого. Гоголя режиссёр сознательно вскрывал «ключом» Мейерхольда, «Двойник» был вдохновлён его любовью к Достоевскому и Петербургу. При желании в этих спектаклях Фокина можно было усмотреть вызов и стилю игры, и ритму жизни старейшего театра России. В «Живом трупе» как раз нет вызова. Нет вызова двум первым постановкам пьесы. Написанная в 1900-м, она была впервые поставлена в 1911-м: в Художественном театре Станиславским и Немировичем-Данченко, в Александринском Мейерхольдом. Московская постановка вошла в историю как выдающийся спектакль МХТ с Протасовым И. Москвиным, спектакль Мейерхольда, где Протасова сыграл Р. Аполлонский, не считается лучшим созданием мастера. Нет вызова и двум легендарным Протасовым в истории нашего театра -- Михаилу Романову и Николаю Симонову. А сколько ещё замечательных актёров до Сергея Паршина играли эту роль: П. Гайдебуров и И. Певцов, И. Берсенев и М. Царёв, И. Анненков и Н. Гриценко, поближе к нашим временам Л. Марков и Н. Сличенко, оба Соломиных, А. Калягин (у Эфроса), А. Баталов (в кино), совсем недавно Ю. Беляев (у Левитина)

Л.Н.Толстой. "Живой труп". Александринский театр. Режиссер Валерий Фокин

ИСТОРИЯ ОДНОГО САМОУБИЙСТВА

                         Д Е С Я Т Ы Й   С П Е К Т А К Л Ь                           

Наталья КАЗЬМИНА. ИСТОРИЯ ОДНОГО САМОУБИЙСТВА (Л.Н.Толстой. "Живой труп". Александринский театр. Режиссёр Валерий Фокин) -

Комментариев нет:

Отправить комментарий